Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая рассказала о диагностике речевого развития детей | Новости Зеленограда | Окружная электронная газета Зеленограда
Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая рассказала о диагностике речевого развития детей


Депутат Московской городской думы Маргарита Русецкая рассказала изданию «Аргументы и Факты» о необходимости проведения массовой диагностики речевого развития детей в Москве, поддержав логопедов и специалистов-филологов, выступивших с такой иницативой.

По словам парламентария, выявление нарушений поможет организовать работу логопедов в школе, и как следствие, повысить успеваемость учеников начальной школы в изучении многих предметов, в том числе, чтения и письма.

– Специалисты фиксируют эти проблемы давно. Еще 15 лет назад в нашей стране работала система, при которой логопеды в детских поликлиниках оценивали развитие речи ребенка в год, в три, в пять, семь лет. Этот пункт входил в перечень обязательных обследований. Если специалист выявлял какие-либо отклонения, ребенку предлагалось пройти специальную коррекционную программу: в той же поликлинике, в логопедических группах или же в специализированных образовательных организациях. Система работала весьма эффективно: ведь чем раньше выявляются проблемы в развитии речи, тем легче их исправить.

Сегодня логопедов в поликлиниках вы не найдете. С точки зрения закона все логично: сфера деятельности учителя-логопеда относится к образованию, и поликлиника как учреждение здравоохранения не может предоставлять образовательную услугу. Однако, с точки зрения соблюдения интересов и прав ребенка, ситуация складывается печально. Да, логопедические консультации сегодня предоставляются в городских и окружных центрах, родители могут записаться на прием и, дождавшись очереди, пройти диагностику. Услуга носит заявительный характер: то есть, если родитель обратил внимание, озаботился этой проблемой, записался на прием, привез ребенка к специалисту, то проблема будет выявлена, – отметила Маргарита Русецкая.

Отдельное внимание депутат обратила на то, насколько важно максимально быстро обратить внимание на речевые нарушения детей для их нормальной социализации и развития.

– При сегодняшней распространенности и вариативности речевых нарушений родителям очень трудно понять: нормально развивается речь их ребенка или есть трудности. Нередкой является ситуация: ребенок к окончанию младшей школы погряз в двойках, хотя родители видят – он неглупый, усидчивый, старательный. Но ничего не получается. Тут только его приводят к специалисту, и выявляются причины этих школьных проблем – нарушения в развитии речи. Фонетические, фонематические, лексико-грамматические, которые препятствуют успешному овладению чтением и письмом, а как следствие – и всеми другими школьными предметами. Двоек можно было бы избежать, если эти нарушения были выявлены своевременно, оказана логопедическая помощь. Ребенку нужна особая программа занятий по развитию навыков звукового анализа, коррекция произношения звуков родного языка, развитие связной речи. Не поздно обратиться к специалисту и в третьем, и в четвертом классе и преодолеть эти трудности, но чем позже – тем сложнее будет проходить процесс коррекции, да и учебная мотивация у такого ребенка уже не та: он привык быть неуспешным, – отметила Маргарита Русецкая.

Она также обратила внимание и на то, почему важна именно массовая диагностика.

– Сейчас специалисты, оценивая результаты ОГЭ по русскому языку в 9-м классе, выявляют четкую тенденцию. Около трети детей, которые сдают экзамены, не могут выполнить задания на составление рассказа на заданную тему, 60% допускают в устном экзамене речевые ошибки – это данные Рособрнадзора. Неоднократно специалисты среди причин низких баллов на ЕГЭ также называли проблемы в развитии речи. Ребенок знает правила и теоремы, но применить их не может, потому что не умеет работать с текстом, не понимает условия задачи. Корни у этой проблемы именно в особенностях речевого развития, которые можно было выявить и скорректировать в раннем возрасте, еще до школы. Такие вещи часто происходят незаметно для родителей: можно не заметить, что ребенок путает на слух схожие звуки, например, ш и с, не знает, как, какими буквами обозначить их на письме. Для родителей или для педагога в обычной школе – это случайность, невнимательность ребенка. Для логопеда же – это индикатор нарушения речи и повод серьезно присмотреться к другим особенностям ребенка.

Я приведу данные: сейчас, по данным Министерства просвещения, 56% младших школьников имеют те или иные нарушения речевого развития. За девять лет в школе у кого-то проблемы уходят в результате занятий в школе, кому-то помогают репетиторы и частные учителя. Но минимум треть детей, которые могли бы иметь прекрасные результаты, просто остаются без внимания. Именно поэтому диагностика должна быть не выборочной, а массовой и на регулярной основе. Каждый ребенок имеет право на равные условия обучения, а речь — это главный инструмент получения знания, – отметила парламентарий.

Маргарита Русецкая добавила, что важно, чтобы процедура была максимально простой и оказалась в рамках образовательной программы.

– Дважды в год, в мае и сентябре, начиная с 2,5-3 лет нужно оценивать речевое развитие каждого ребенка и оперативно доводить информацию до родителей, предоставлять возможность их преодоления – рассказывать, какие специальные программы, занятия нужны, – отметила депутат.

Также она подчеркнула, что важно преодолеть негативное отношение к этой проблеме, поскольку сегодня многие родители сопротивляются переводу детей в спецгруппы или спецшколы, боясь, что обучение в таком учреждении – крест на будущем ребенка.

– Сейчас важно понять, что нарушение речевого развития – это не болезнь, а вариант детского онтогенеза, причем, довольно распространенный. Нам, родителям, порой трудно признать, что нашим детям требуется особая помощь. Они же у нас самые лучшие! И это очень правильная родительская позиция. Однако всегда нужно действовать в интересах ребенка. Речь – основа для всего обучения, это основа профессиональной и личной коммуникации. Именно речевые компетенции дают сегодня максимальные конкурентные преимущества и в школе, и на рынке труда.

Поэтому очень важно расставить приоритеты. Например, не спешить с изучением иностранных языков, а уделить должное внимание речевому развитию на родном языке. А чтобы получить такую помощь, не надо никуда переводить ребенка, менять школу. Логопедические занятия должны быть предоставлены ребенку в его образовательном комплексе. Для этого у наших школ и детских садов есть все возможности, – порекомендовала парламентарий.

Маргарита Русецкая добавила, что логопедические программы – это, как правило, индивидуальное обучение. Но проблемы развития одного конкретного ребенка можно исправить, занимаясь по особой программе, но в обычном режиме, в классе и на 25 человек, если учитель работает с логопедом.

– Традиционно, логопедическая помощь предоставляется во внеурочное время. Ребенок посещает два-три занятия в неделю индивидуально или в составе малокомплектных групп. Чтобы преодолеть фонетико-фонематическое нарушение речи, нужно не менее года таких занятий.

В среднем один специалист может добиться хороших результатов при работе с 20-25 школьниками в течение года. В московских школах у нас не редкость 10 и более параллелей первых классов ежегодно, это 200-300 и более детей. И практически каждому второму нужна та или иная помощь! По самым скромным оценкам нам потребуется в три раза больше логопедов, чем сейчас привлекают к работе в школах. Тогда, уверена, можно ожидать других, более высоких результатов и контрольных работ в 4 классе, и ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, – поделилась депутат.

Она отметила, что еще остаются вопросы к качеству работы педагогов и впереди предстоит большая работа по воплощению данной инициативы в жизнь.

– Эти вопросы родителей мы при разработке инициативы принимали во внимание. Важно отметить, что на качестве работы сказывается в первую очередь перегруженность логопеда. Если в штате образовательного учреждения будет не один-два специалиста, а по реальным потребностям конкретной школы или сада, вопросов будет меньше. Массовая речевая диагностика и постоянный мониторинг позволят директорам школ своевременно формировать штатное расписание на будущий учебный год. Уже в мае руководитель будет знать, сколько у него детей, которым потребуются логопедические занятия, начиная с сентября.

Для отслеживания каждого ребенка предлагается создать профиль речевого развития: он позволит как организовать общий мониторинг, так и отслеживать каждого ученика – какую программу и в каком объеме нужно дать ребенку. Такой профиль поможет и родителям отслеживать изменения. Он может быть дополнен вопросником для семей, которые хотели бы самостоятельно оценить эффект от дополнительных занятий. Реализовать это можно на платформе МЭШ.

Потребуется и повышение квалификации педагогических коллективов. Принимая во внимание, что в школы приходят почти 60% детей с теми или иными проблемами в развитии речи, нужно обучить всех воспитателей, учителей распознавать признаки этих отклонений. Такой курс может занимать 5-6 часов с прохождением онлайн и его также нужно внедрить в систему повышения квалификации московских педагогов. Программу обучения логопедов также необходимо расширять: сегодня специалистов готовят по программам педагогического бакалавриата, и, к сожалению, из перечня предметов исключили медицинские дисциплины. Изучение физиологии, нейрофизиологии нужно вернуть в программу подготовки и повышения квалификации логопедов.

Для того чтобы воплотить эту инициативу в жизнь, нам предстоит большая работа. Но без нее нельзя. В Москве прекрасные, оборудованные по последнему слову техники школы. Однако кто сможет учиться в этих классах, если мы не можем дать детям главный инструмент обучения – родную речь? Большинство детей просто не смогут воспользоваться этими возможностями. Это надо менять, – подытожила она.

Фото: РИА Новости

Подпишитесь на рассылку:

  • RSS подписка
  • email подписка

Другие новости раздела


Депутат МГД Герасимов: Лицензирование экскурсоводов в Москве позитивно скажется на качестве экскурсий
20.06.2020 16:38

В конце минувшего года в Госдуму на рассмотрение был внесен законопроект, предлагающий лицензировать деятельность гидов и экскурсоводов в России.

Депутат МГД Ольга Мельникова: Продление сертификата на детский отдых расширило возможности родителей
20.06.2020 16:02

Сертификаты на детский отдых дают возможность родителям либо отправлять детей на отдых полностью за счет городского бюджета, либо оплачивать таким сертификатом часть путевки.

Анатолий Смирнов об электронном голосовании по поправкам в Конституцию: Зеленоградцы охотно восприняли новшество
19.06.2020 13:05

Префект Зеленограда отметил, что подготовка к всенародному голосованию ведется в рабочем порядке.

Директор школы №1557 им. П.Л. Капицы: Мне импонирует большая социальная составляющая поправок в Конституцию
19.06.2020 12:20

Татьяна Грабарник сообщила, что она обязательно будет голосовать за поправки в Конституцию РФ.

Савелки: здесь немцев не было!
19.06.2020 12:04

В начале декабря 1941 года в небо над деревней Савелки прорвался первый немецкий самолет.

Председатель Совета ветеранов Зеленограда: Я уверенно отдам свой голос за внесение поправок в Конституцию РФ
19.06.2020 11:08

По мнению Валерия Никитина, нам нужен мир и стабильная обстановка.

Поправки в Конституцию РФ защищают право пенсионеров на достойную жизнь
19.06.2020 10:05

В условиях нестабильной экономической ситуации государство предлагает закрепить свои социальные обязательства перед гражданами в Конституции.

Читайте свежий номер окружной газеты «41»
19.06.2020 09:46

Вышел в свет новый номер окружной газеты Зеленограда «Сорок один».

Как поправки в Конституцию помогут стране в период пост-пандемии
18.06.2020 15:07

Эпидемия COVID-19 продемонстрировала острую необходимость поддержки предприятий и работников малого и среднего бизнеса, что как раз таки предусмотрено поправками в Конституцию РФ.

В приютах «Зеленоград» и «Зоорассвет» подвели итоги пристройства питомцев в период самоизоляции
18.06.2020 09:55

Пристройство животных в новые дома в апреле и в мае 2020 года сократилось.

Депутат МГД Медведев: Принятие поправок в Конституцию РФ запустит механизм национализации элит
17.06.2020 17:19

Андрей Медведев отметил важность принятия поправки, запрещающей чиновникам иметь второе гражданство, вид на жительство за рубежом и заграничные активы.

На природных территориях сохраняется запрет на пикники и шашлыки
17.06.2020 16:00

В данный момент природные территории открыты исключительно для прогулок и индивидуальных занятий спортом.

Депутат МГД Елена Николаева рассказала, как поправки в Конституцию защитят права детей
17.06.2020 15:10

Депутат рассказала о том, как предлагаемые поправки отражают современный государственный подход к социальным гарантиям.

Акция «Миллион призов» запустит в экономику до 10 млрд руб.
17.06.2020 14:08

В отличие от лотереи, в программе «Миллион призов» нет проигравших. Здесь выиграют все участники – и бизнес, и потребители.

Поправки в Конституцию помогут вернуться к нормальной жизни после пандемии
17.06.2020 13:17

Предлагаемые поправки нацелены на то, чтобы сделать медицину доступнее, а также определить вектор развития научных технологий на долгие годы вперед.

Депутат Мосгордумы Киселева привела статистику погибших поклонников бейсджампинга
16.06.2020 18:13

Парламентарий отметила, что подобные «самоубийственные прыжки» с городских небоскребов сложно считать спортом.

Депутат МГД Игорь Бускин: Городской закон о соблюдении тишины следует проанализировать
16.06.2020 17:52

По словам депутата, по мере возвращения к нормальной жизни шумовая нагрузка вновь возрастет, и может стать еще выше, чем была до самоизоляции.

Владимир Беспалов: Принять участие в голосовании – наш общий гражданский долг
16.06.2020 14:52

Ректор МИЭТ считает необходимым выразить свое отношение к предлагаемым поправкам в Конституцию.

История защитников Отечества будет сохранена на высшем законодательном уровне
16.06.2020 14:01

1 июля в России пройдет всенародное голосование по поправкам в Конституцию РФ. Важное место среди этих изменений занимают «исторические» поправки.

Политолог Александр Асафов простым языком объяснил суть поправок в Основной закон
16.06.2020 13:49

Увидеть понятную и доступную трактовку поправок можно на сайте https://asafov.ru/.

Зеленоградский отдел Роспотребнадзора приглашает на День открытых дверей для предпринимателей
16.06.2020 12:18

Сотрудники ведомства дадут консультации по всем вопросам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

К столичной программе «Миллион призов» присоединились 60 компаний
16.06.2020 10:00

Программу поддержали предприятия торговли и общественного питания, среди которых «Мираторг», «Комус», Glenfield, «Шоколадница», «Муму» и «Грабли».

Депутаты Мосгордумы обсудили меры обеспечения кибербезопасности детей
15.06.2020 17:11

По мнению депутата МГД Людмилы Гусевой, родители должны быть в курсе сетевой жизни ребенка и использовать различные технические средства для обеспечения его информационной безопасности.

Чем прославилась летчица Тарасова, в честь которой названа улица в 20-м микрорайоне Зеленограда?
15.06.2020 11:27

Восточная граница района на Google-картах до сих пор называется «Проезд №686». Другие карты уже успели прописать новое название проезда – улица Летчицы Тарасовой.

Александр Раптовский о поправках в Конституцию: Свои приоритеты мы должны отстаивать сами
15.06.2020 10:10

По мнению председателя совета НП МЖК «Зеленоград», неприкосновенность границ России и верховенство российского законодательства – важнейшие поправки.


Фото & ВидеоВСЕ »

Новости Москвы