Бывший главврач детской зеленоградской поликлиники №105 Галина Рачкова: Много мы сделали с нашими врачами

Заслуженный врач России, с 1982 по 2013 годы главный врач детской зеленоградской поликлиники №105 Галина Дмитриевна РАЧКОВА:
– Медицине надо учиться постоянно. Я посылала врачей на всевозможные курсы и конференции. Затем они приходили ко мне с новыми идеями. Мы разбирались, а потом эти идеи становились практикой, что совсем непросто. Поэтому и стали новаторами.
Первые
Новаторами они стали! Да у главврача 105-й детской поликлиники был нюх на все новое, на энтузиастов. Но сначала признайтесь: нередко уедет начальник в отпуск или командировку, вы улыбаетесь: о-о, отдохнем от шефа. Приезжала из отпуска Галина Дмитриевна, медики радовались: «Наша мамочка вернулась». Однажды на ее день рождения в кабинет главврача запустили стаю разноцветных бабочек. Но почему в коллективе к ней так относились?
– Знаете, у меня никогда не было любимчиков. А еще я не любила сплетни, и ко мне с кривотолками не приходили, – рассказывает Галина Дмитриевна.
Но это важные детали. А теперь факты: еще в 1989 году при районной 105-й поликлинике впервые в Москве организовали Консультативно-диагностический центр. Впервые в столице при поликлинике создали сурдологическую службу для глухих и слабослышащих детей. В хорватском Загребе тогда училась сурдолог из 105-й Людмила Ивановна Галимуллина. Так ее приглашал на работу руководитель европейской сурдологической службы. Опять же первый в Москве при поликлинике был организован Генетический центр – подобный работал при Филатовской больнице. Возглавила его Наталия Юрьевна Пономарева. Там обследовали семьи детей для выявления генетических составляющих болезней. Создали базу данных и могли дать прогноз на будущее.
– Галина Дмитриевна, но для создания таких центров нужно было современное оборудование?
– Конечно! Когда я пришла в 1979-м в только что созданную поликлинику, там работал лишь старенький рентгеновский аппарат. Мы закупили очень хорошее медицинское оборудование. А предварительно наши врачи учились на соответствующих курсах, и мы знали обо всех новинках.
Однако надо было доказать руководству, почему настало время создавать с нуля ту или иную службу, выделить приличные деньги на покупку аппаратуры. Значит, главврач могла доказать и добиться. Что это – талант, энергия, инновационное мышление?
Главный доктор
Может быть, Галина Дмитриевна Рачкова вышла из семьи потомственных врачей? Вовсе нет, ее родители были учителями, а детство выдалось очень трудным. Отца в 1937 году репрессировали, в 1941-м он в ополчении рыл окопы под Москвой. Голодное детство прошло в поселке Нерль Ивановской области.
– Тогда все время хотелось есть. После ареста отца мы приехали в поселок с Кубани и жили в квартире при школе, где работала мама. Я глядела на соседей голодными глазами. И они, жалея ребенка, давали кто морковку, кто репку или луковицу, которые были слаще шоколада. Неплохо кормили только в садике, но, заразившись там дизентерией, умерла сестренка. Папа вернулся домой, в нашу школу его не взяли – он ездил на крыше вагона поезда в соседний поселок за 22 километра. Отец рано умер, мама долго лечилась после его смерти.
– А не стало все это причиной вашего поступления в медицинский институт?
– Я много думала об этом. Нет, у меня натура другая. По прошествии стольких лет понимаю: папа научил меня разговаривать с людьми, ладить с ними, уважать. Хотя, конечно, профессия педиатра мне очень нравилась.
Организаторский талант Галины Дмитриевны проявился рано. После врачебной практики в своем родном поселке и учебы в ординатуре в не менее родном Ивановском мединституте она стала главным врачом большой центральной районной больницы в городе Старая Вычуга. Там была катастрофа с главными врачами, которых постоянно меняли. Но у 30-летней Галины Рачковой дела пошли. А в 1973 году она с мужем-хирургом приехала в Зеленоград.
Коллектив поликлиники создавала пять лет, причем врачи были самого разного возраста.
– Но ведь с детьми общаться очень непросто?
– Безусловно! Детки очень чувствительны и не переносят равнодушия. Как доктор посмотрит на ребенка, так он и среагирует. Не все дети плачут и далеко не у каждого врача. Кроме того, необходимо устанавливать контакт с мамой малыша.
В педиатрии порой принимать решение надо мгновенно. Однажды привела мама в поликлинику ребенка, посмотрела на него доктор Рачкова: что-то, думает, не то. Уж больно он вялый, не игривый, безразличный. Сделала укол пенициллина и вызвала скорую помощь. Менингит оказался у малыша…
Смена
Галина Дмитриевна ушла на пенсию в 77 лет и первые два года спала по 15 часов в сутки, пока сон не восстановился. Сказался постоянный недосып, да и последние четыре года на работе она вообще не ходила в отпуск. Семья у нее большая – двое детей и пятеро внуков.
– Врачей пока нет, правда дочка – клинический психолог. А внучка, которой сейчас 21 год, раньше увлекавшаяся фигурным катанием и японским языком, четко решила поступать в медицинский институт. Смена готовится! Но знаете, я анализирую прожитые годы и прихожу к выводу: много мы сделали с нашими врачами. Трудную, но счастливую жизнь прожили.
Владимир РАТМАНСКИЙ,
фото из архива Галины РАЧКОВОЙ
ТЕГИ: